- Прометей
- (лат. Prometheus), в греч. мифологии провидец, сын титана Иапета и Климены, брат Атланта, Эпиметея и Менетия, согласно некоторым мифам, сотворил человека из глины, обманув Зевса при жертвоприношении. Зевс разгадал обман и лишил людей огня. Но П. похитил его и принес людям. Он научил их пользоваться огнем, различным ремеслам и искусствам. Тогда Зевс отправил на Землю Пандору, а П. в наказание велел приковать к скале в Колхиде. Орел днем пожирал печень П., которая восстанавливалась за ночь, пока наконец Геракл по воле Зевса не убил орла. В «Теогонии» Гесиода П. выступает как своенравный противник Зевса, в то время как Эсхил изображает его благодетелем людей, который восстал против Зевса. В Афинах П. почитался в особенности гончарами; в его честь устраивали бег с факелами во время празднества «прометейи». Деяния и судьба П. в средние века не привлекали внимания, но начиная с Ренессанса прометеевский сюжет пользовался в литературе большой популярностью. П. стал символом человеч. прогресса, созидательных сил человечества, а похищение огня символизировало веру в науку и будущее (драма Кальдерона, Просвещение). Судьба П. дала повод к критике Зевса, к отрицанию богов и религии («Пандора» Вольтера; Карл Маркс). П. стал считаться упорным, смелым, осознанно протестующим борцом против господства Зевса и мятежником, несущим помощь людям, титаном, который ненавидит тиранию и борется за правду и лучшее будущее (А. В. Шлегель; П. Б. Шелли «Освобожденный Прометей»; Г. Мюллер). В некоторых произведениях П. –«сверхчеловек» в ницшеанском смысле (эпос К. Шпиттлера), в других страдания и стойкость П. являлись символом человеч. судьбы (Гердер, Байрон). Иногда П. — воплощение художеств, творчества и божественносозидательной деятельности (Гёте). В античности и в новое время к образу П. обращались изобразительное искусство, живопись и музыка (античные вазы и саркофаги, скульптура Г. Маркса; живопись Тициана, Рубенса, Бёклина, Кокошки; музыка Бетховена, Листа, К. Орфа).
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.